Доступная (или безбарьерная) среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, доступная среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.
Поэтому функциональная задача образовательной организации – найти способы решения обеспечить ту самую «безбарьерную, доступную среду».
Информация:
-
О специально оборудованных учебных кабинетах: в образовательной организации нет в наличии специальных оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете.
-
Об объектах для проведения практических занятий: для проведения практических занятий в школе оборудованы кабинеты биологии, физики, химии, информатики, спортивный зал.
-
О библиотеке: в образовательном учреждении имеется библиотека с читальным залом, с возможностью выхода в интернет и контролем копирования и распечатывания документов. Все обучающиеся обеспечены соответствующей литературой. Письмо Минпросвещения России от 10.06.2019 N ОВ-473 07 "Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ".
-
Об объектах спорта: оборудование в спортивном зале и на спортивной площадке не приспособлены для детей - инвалидов с нарушением опорно - двигательного аппарата и для детей - инвалидов по зрению ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг.
-
О средствах обучения и воспитания: в случае необходимости могут быть предоставлены специальные средства обучения коллективного и индивидуального пользования. Обучение организовано по адаптированной программе, все обучающиеся обеспечены специальными учебниками. Во время проведения занятий в классах, где обучаются обучающиеся с ОВЗ возможно применение мультимедийных средств, оргтехники мультимедиа - проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальнее консультации.
-
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:
-
При в ходе в школу расположена вывеска с названием организации и графиком работы выполненная рельефно - точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
-
На первом этаже расположены учебные кабинеты, столовая, спортзал;
-
На первом этаже так же находится санитарно - гигиеническая комната;
-
Здание школы оснащено системой противопожарной звуковой сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло.
-
О специальных условиях питания: оборудование и персонал пищеблока реализует потребность обучающихся в 2 - х разовом бесплатном питании. При обучении ребенка на дому он получает паек. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрено.
-
О специальных условиях охраны здоровья: для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе заключен договор с ГБУЗ «Асекеевская районная больница». На основании заключённого договора медицинское сопровождение обучающихся школы осуществляет фельдшер Чкаловской врачебной амбулатории. В школе организовано психологопедагогическое сопровождение лиц с ОВЗ. В школе создаются условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Создан ПМПк. ПМПк школы реализует диагностико – консультативную, методическую и коррекционно – развивающую деятельность в отношении детей с отклонениями в развитии от 7 до 18 лет. Деятельность ПМПк направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, исходя из индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка и с учетом многообразия и изменчивости условий местного социума. С инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья организуются индивидуальные и групповые психологические консультирования, целью которых является актуализация и содействие перспективному развитию личностных (индивидуально – профессиональных) ресурсов (потенциала) обучающегося с ОВЗ, созданы психолого – педагогические условия для развития различных аспектов его жизнеспособности и жизнестойкости, без которых вовлечённость в трудовую жизнь инвалидов затруднена. Условия оказания психолого - педагогической медицинской и социальной помощи детям – инвалидам постоянно совершенствуются.
- О доступе к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям: в настоящее время становится возможным получение знаний детьми с ОВЗ с помощью использования современных информационных технологий, в связи с появлением специальных технических устройств. Одной из главных задач обучения детей с ОВЗ является развитие познавательного интереса, расширение кругозора, круга общения, воспитание детей. Использование ЭОР позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, вызывает интерес у ребят, уроки становятся более зрелищными и эффективными. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
Информационное обеспечение
В школе имеется официальный сайт, содержащий:
- Справочную информацию о школе, её истории;
- Информацию об учителях;
- Материалы и работы учителей и учеников;
- Советы ученикам, родителям по подготовке к экзаменам;
- Новости школы;
- Электронные классные журналы и т.д.
Информационно - техническое оснащение образовательного процесса позволяет обеспечить реализацию заявленных программ в полном объеме.
Создана информационно - образовательная среда, соответствующая требованиям Стандарта.
-
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством учителя, проводящего учебное занятие.
- Исключён доступ обучающихся к сети Интернет без присутствия учителя.
- На всех компьютерах, подключенных к сети Интернет, установлена и настроена программа контентной фильтрации, обеспечивающая исключение доступа к ресурсам Интернет, не относящимся к образовательному процессу.
- Приказами по образовательному учреждению назначены ответственные за доступ к сети Интернет и ответственный за установку и настройку программы контентной фильтрации.
- Сенсорная комната
В нашей школе функционирует сенсорная комната, которая предназначена для оказания комплексной помощи детям.
Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это – профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников, так как они более всех подвержены утомлению. Сенсорная комната создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.
Занятия в сенсорной комнате направлены на решение следующих задач:
- Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
- Активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
- Стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т. д);
- Развитие двигательных функций;
- Устранение агрессивности и других форм нарушения поведения детей;
- Создание положительного эмоционального фона.
Отдых в сенсорных комнатах показан взрослым и детям с проблемами восприятия общества, с рассеянным вниманием и нездоровой реакцией на окружающую среду. Здоровые люди также могут пользоваться сенсорными комнатами для расслабления и релаксации.
Занятия проводятся квалифицированным специалистом педагогом-психологом. Время сеансов 40 — 45 минут. Занятия проводятся индивидуально или подгруппами по 2-4 человека.
Сеансы включают комплексное использование сенсорного оборудования с проведением различных психологических приемов и техник. Это:
- Музыкальная и телесная терапия;
- Игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы;
- Игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимика, моторика рук, общая координация);
- Упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы;
- Методики развития памяти, внимания, восприятия, воображения;
- Методы развития коммуникативных навыков.
-
Федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru;
-
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru;
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru;
-
Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;
-
Министерство образования и науки Российской Федерации - http://www.mon.gov.ru/;
-
Детский сайт Президента Российской Федерации - http://www.uznai-prezidenta.ru/;
-
Портал информационной поддержки ЕГЭ - http://www.ege.edu.ru/;
-
Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады - http://www.eidos.ru/olymp/;
-
Всероссийская олимпиада школьников - http://www.rusolymp.ru;
-
Олимпиадная информатика - http://www.olympiads.ru;
-
Естественнонаучный образовательный портал - http://www.en.edu.ru;
-
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена - http://ege.edu.ru;
-
Российский общеобразовательный портал - http://www.school.edu.ru;
-
Федеральный портал «Дополнительное образование детей» - http://www.vidod.edu.ru;
-
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена - http://ege.edu.ru;
-
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия - http://vschool.km.ru;
-
Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме - http://www.ege.ru;
-
Начальная школа Уроки Кирилла и Мефодия - www.nachalka.info/ru;
-
Начальная школа детям, родителям, учителям - www.nachalka.com;
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - www.school-collection.ru;
-
Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru;
-
Виртуальный компьютерный музей - http://www.computer-museum.ru.
-
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования - не имеются.
-
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат - общежитие не предоставляется.
-
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ - не имеется.